"Кинология с основами зоопсихологии" - лауреат Всероссийского конкурса образовательных программ доп.образования детей. Разработана в 2001 году и на сегодняшний день значительно модернизирована и успешно реализуется.
При клубах собаководства в последнее время всё чаще создаются подростковые группы. Это спортивные подростковые команды или курсы юных хендлеров. Они имеют своей основной целью обучение ребят практическим навыкам в рамках общего курса дрессировки собак или показа животного на выставке.
В отличие от подобных курсов предложенная программа позволяет обучающимся получить ещё и прочную теоретическую базу, шире взглянуть на проблемы кинологии как интересной и серьёзной науки, сориентироваться в мире множества профессий, которые связаны с наукой кинологией и особой отраслью народного хозяйства – собаководством. Программа «Кинология с основами зоопсихологии» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивает непрерывный образовательный процесс, включая разнообразные виды детской деятельности:
- учебную;
- исследовательскую;
- игровую;
- организованный досуг.
Ребята получают возможность углубить школьные знания в области естественных наук, расширить свои интересы; больше узнают о взаимоотношениях человека и животных и, вместе с тем, познают самих себя, выбирают будущую профессию.
На основе личного опыта, большого количества литературы из различных областей человеческого знания, в соответствии с тематическим планом создана книга для домашнего чтения.
Учебный план строится с учётом интересов обучающихся. Теоретические и практические занятия несут физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, соответствующую каждой конкретной группе. Это выражается в:
- способах подачи учебного материала;
- приёмах работы на дрессировочной площадке;
- тематическом наборе экскурсий и встреч со специалистами;
- объёме и тематике творческих работ.
Особенность программы и в том, что очень серьёзные и сложные темы адаптированы для восприятия подростком. Интеграция серьёзных научных знаний в мир школьника посредством занимательных игровых форм способствует развитию любознательности и творческой активности подростка. Опережающее обучение помогает ребятам легче осваивать школьную программу по биологии.
Для детей младшего школьного возраста работают специальные двухгодичные подготовительные курсы «Занимательная кинология».
Особенности программы:
1. Комплексность и многофункциональность.
2. Форма организации детского объединения – студия, основанная на работе с животными.
3. Разностороннее развитие личности.
4. Многоплановая профориентация.
5. Разнообразные направления деятельности (и учебной, и социальной).
6. Преемственность в изложении учебного материала и во взаимодействии представителей разных уровней обучения, и в традициях объединения.
7. Сложная развивающаяся структура программы.
8. Гибкость и вариативность построения процесса обучения.
9. Вовлечённость семей обучающихся и волонтёров.
10. «Посредническое» и терапевтическое использование собаки во всех видах деятельности.
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированнного образования, педагогических принципах:
• целостности (единство обучения и воспитания);
• культуросообразности (ценности региональной, национальной и мировой культуры);
• деятельности (связь теории и практики, знания приобретаются и закрепляются в деятельности);
• гуманизации (признание ценности личности ребёнка; атмосфера доброжелательности);
• интеграции (совмещение в программе нескольких подпрограмм, связанных единой целью);
• возрастного и индивидуального подхода;
• природосообразности.
В учебный план включены теоретические и практические занятия по следующим направлениям:
- кинология;
- основы ветеринарных знаний;
- основы этологии и зоопсихологии;
- практическая дрессировка;
- спорт с собаками;
- основы психологии человека;
- развитие личности подростка.
Для реализации программы используются разнообразные формы: лекции, экскурсии, игры, тренинги, работа с литературой и периодической печатью.
Занятия по программе «Кинология с основами зоопсихологии» дают возможность подросткам проявить лучшие личностные качества, самоутвердиться, освободиться от комплексов, пополнить свои знания, развить физические способности, скорректировать и развить отдельные черты характера.
В современном мире нашим детям необходимы уроки доброты, бережного отношения друг к другу и природе. Знания о самом себе как личности в социуме, а также основы знаний о законах общения животных призваны помочь подросткам сформировать мировоззрение и определить свои нравственные ценности.